Окультуривание почв



Мы уже писали об окультуривании почв в посадочных ямах. Следующим этапом является окультуривание почв за пределами посадочной ямы и систематическое внесение удобрений.

При окультуривании почв создается более мощный обрабатываемый слой; за счет вносимых органических и минеральных удобрений повышается содержание гумуса, подвижного фосфора и калия, снижается кислотность (повышается pH), увеличивается насыщенность основаниями. Однако тут надо иметь в виду различную требовательность плодовых и ягодных культур.

Техника окультуривания в садах. Около молодых деревьев за пределами посадочной ямы копают кольцевую траншею глубиной 0,3-0,5 м, шириной 0,5 м, охватывая половину окружности вокруг дерева.

У плодоносящих деревьев отступают от штамба на 1 м и за один прием охватывают одну треть или четверть окружности, оставляя неповрежденными корни тольще 7-8 мм. Остальные участки траншеи окультуривают за 2-3 приема с промежутками через год. Диаметр окультуриваемой почвы расширяют, пока он не достигнет 3-3,5 м. В траншею объемом 0,5 м3 (глубина и ширина - 0,5 м, длина - 2 м) вносят 30-50 кг навоза, компоста, осадка с иловых площадок или 10 кг термически высушенного осадка. Из минеральных удобрений вносят 1 кг суперфосфата в смеси с 2 кг фосфоритной муки и 0,5 кг хлористого калия. В случае необходимости почву известкуют.

Аналогично проводят окультуривание и около ягодных кустарников.

Под землянику почву надо окультуривать до ее посадки.

Механический состав почвы зависит от соотношения мелких (частиц меньше 0,01 мм - глинистых - средняя пыль, ил) и крупных частиц (песок, гравий). Поверхность почвенных частиц определяет многие качества почв. При преобладании мелких частиц значительно возрастает их поверхность и поглотительная способность почвы, повышается способность удерживать влагу и питательные вещества, не так резко изменяется реакция почвы при внесении кислых и щелочных удобрений (буферность почвы). Удобрения, подкисляющие почвы, по силе возрастания их действия можно расположить следующим образом: суперфосфат, аммиачная селитра, мочевина, сульфат аммония. Последний подкисливает почву больше в 10 с лишним раз по сравнению с первым.

При высоком содержании гумуса поглотительная способность почвы также увеличивается. При окультуривании почв стараются повысить содержание органических веществ. В почву вносят навоз, перегной, торф, прудовой ил (сапропель). Землю подзолистого и нижележащего горизонтов при окультуривании следует, если не полностью, то хотя бы наполовину, заменить почвой верхнего горизонта.

При удобрении песчаных — легких почв надо учитывать их меньшую поглотительную способность, быстроту минерализации и вымывания питательных веществ по сравнению с тяжелыми — глинистыми почвами.

Песчаные почвы легко промываются, в результате чего большая часть питательных веществ сравнительно быстро вымывается из корнеобитаемого слоя (азотные и до некоторой степени калийные). Вместе с тем при недостатке влаги удобрения могут сильно повысить концентрацию почвенного раствора и оказать отрицательное влияние на развитие корней. С учетом сказанного удобрения на легких почвах вносят в меньших дозах, но чаще с расчетом, чтобы общее количество вносимых удобрений было высоким. Осенью не следует вносить в больших дозах легкорастворимые удобрения на легких почвах.

Органические удобрения на песчаных почвах минерализуются быстрее, чем на тяжелых глинистых почвах, и поэтому вносить их лучше весной или поздней осенью, с расчетом, чтобы до зимы они не успели разложиться.

Глинистые почвы отличаются большей связностью. В отличие от песчаных почв они слабо пропускают воду и воздух. При затяжных дождях, если нет стока, плодовые и ягодные растения на тяжелых глинистых почвах страдают от избытка влаги и недостатка кислорода, особенно чувствительны к недостатку кислорода вишня, малина, несколько менее — земляника. Глинистые почвы медленно прогреваются, их необходимо периодически рыхлить, мульчировать.

В центральных районах на тяжелых почвах нельзя глубоко (глубже 30—40 см) вносить органические удобрения, так как при недостатке воздуха и тепла они не будут минерализоваться и не принесут пользы для растений. На глинистых почвах действие навоза сказывается в течение 7—8 лет, тогда как на легких почвах — только 3—4 года.

Весенние работы. Ранней весной в почве нет доступного азота,- поэтому в этот период вносят часть минеральных удобрений (от одной трети до половины нормы). Их вносят под плодовые деревья и ягодные кустарники, как только сойдет снег. Азотные удобрения хорошо растворяются и проникают в почву. В молодых садах не следует вносить высоких доз азотных удобрений больше 50—60 кг действующих веществ на 1 га за год (50—60 г действующих веществ на 10 м2). Осенью вносят аммиачную селитру — 60 г или мочевину — 40 г на 10 м2. Высокие дозы азотных удобрений способствуют затяжке вегетации и ухудшают подготовку дерева к зиме.

Многие садоводы перекармливают молодые деревья азотом. У некоторых сортов (Осеннее полосатое, Коричное полосатое, Пепин шафранный, Славянка и др.) на концах побегов формируются цветковые почки, которые при избытке азота вымерзают, что оттягивает время их вступления в плодоношение. Большинство садоводов недостаточно формирует молодые деревья, другие же очень сильно обрезают их, что может приводить к затяжке вегетации, тем более при избытке азотного питания. При этом надо иметь в виду, что при внесении комплексных удобрений и смесей в первую очередь начинает проявляться действие азота.

Молодые посадки земляники не следует весной подкармливать азотом, так как в этих случаях сильно развивается вегетативная масса (листья) в ущерб плодоношению и ягоды сильно поражаются серой гнилью. В старых насаждениях, когда листва недостаточно зеленая, производят подкормку их азотом. При недостатке азотного питания у земляники плохо образуются усы.

Ранней весной почву рыхлят граблями, как только ее верхний слой становится рассыпчатым. При последующих рыхлениях глубину обработки увеличивают. Этот прием способствует разрушению капилляров, по которым испаряется вода. Рыхление улучшает прогревание почвы, избавляет от сорняков. При раннем рыхлении почвы сохраняется имеющаяся в ней влага, по мере прогревания почвы она уходит к более холодным слоям в глубину и служит резервуаром воды в летний период.

В весенний период обычно нет необходимости в перекопке почвы около плодовых деревьев и ягодных кустарников, за исключением случаев, когда участок сильно зарастает сорняками.

На легких почвах весной вносят не только азотные, но и часть калийных удобрений. В летний период (июнь) плодовые и ягодные кустарники подкармливают азотными минеральными удобрениями — третью часть годовой нормы. Подкармливают быстродействующими растворами навоза, птичьего помета, коровяка и др. Навоз закладывают в яму и через него пропускают воду, пока она не утратит специфического оттенка. Затем яму с остатками навоза засыпают почвой. Коровяк приготовляют так: кадку на 1/3 объема наполняют коровьим калом, заливают доверху водой, перемешивают и оставляют на 1—2 недели бродить, после чего разбавляют водой (в 2—3 раза) и вносят в почву.

В подмосковном совхозе им. Ленина отказались от летних подкормок азотными удобрениями ввиду их малой эффективности. В конкретных условиях совхоза при хорошей заправке сада удобрениями это вполне правильно и подтверждается последними исследованиями агрохимиков. П. М. Смирнов (1970 г.) установил, что в летний период преобладает усвоение азота из органических соединений. При достаточном количестве органического вещества в почве роль минеральных удобрений относительно невелика. Однако это не означает, что в садах со слабо окультуренными почвами можно обходиться без подкормок.

По аналогии с промышленными садами во влажные годы можно высевать сидераты — зеленые удобрения. Вероятно, это следует проводить у деревьев в годы со слабым урожаем. Осенью массу сидератов измельчают и закапывают Сидераты вносят в почву большое количество органической массы и улучшают ее структуру, а бобовые, кроме того, обогащают почву азотом, фиксируемым из воздуха. Сидераты высевают в июне—июле. Для этого используют многолетний люпин, донник, вику, горох, а также медоносы — фацелию, гречиху, горчицу и другие культуры.

(Знание)